Пакет поправок к Трудовому кодексу предложил комитет по рынку труда и кадровым стратегиям Российского союза промышленников и предпринимателей. Работодатели в очередной раз пытаются изменить слишком, по их мнению, вольготный для наемных работников кодекс.
Напомним, комитет возглавляет президент группы «ОНЭКСИМ», один из богатейших людей страны Михаил Прохоров (см. «Прохоров предлагает упростить процедуру увольнения сотрудников в России»). Поправки, предложенные комитетом, предлагают узаконить 60-часовую рабочую неделю — с согласия работника. Если брать в расчет «пятидневку», речь идет о 12 «трудовых» часах в день.
Комитет РСПП планирует снять социальные гарантии с работников, обучающихся в учебных заведениях, и предоставлять отпуска для сдачи экзаменов только тем, кого предприятие само направило на учебу. Также предлагается сократить до месяца срок обязательного предупреждения сотрудника об увольнении.
Однако большая часть проекта посвящена срочному трудовому договору.
Поправками предлагается заключать срочный договор с «лицами, поступающими на работу впервые», и с работниками, которые достигли 60-летнего возраста и имеют право на полную трудовую пенсию.
Срочный договор «с принимаемым на работу или уже находящимся в трудовых отношениях с работодателем может быть ограничен определенным сроком (от одного года до пяти лет)», сказано в поправках. Продлеваться договор будет только с согласия работника и работодателя.
«Первое, что приходит на ум — насколько адекватны те люди, которые составляют такие предложения?», — заявил ДЕЛА.ru председатель федерации профсоюзов Красноярского края Олег Исянов, ознакомившись с поправками.
«Может быть, Прохоров так видит рабочий график из окна своего самолета или мерседеса. Возможно, он работает по 12 часов в день, но и получает он миллионы. А здесь предлагают простому человеку за 15-30 тыс. руб. пахать с утра до вечера. Правда получается горькая — для простого человека готовится рабство», — подытожил Исянов.
Вместе с тем глава краевой федерации профсоюзов отметил, что нынешний Трудовой кодекс нельзя назвать лояльным только к работнику (см. подробнее «У нас богатых людей много, а мудрых мало»). По мнению г-на Исянова, «это абсолютно нормальные, четко прописанные взаимоотношения».
ссылка на комментарий
Михаил Васильев
Председатель Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края
Фамилия того, кто озвучил эти предложения, — Прохоров. Это не президент и не премьер-министр России. Поэтому к ним нужно относиться достаточно спокойно. Это даже не позиция РСПП на самом деле.
Важно то, что назрела необходимость обсудить ряд существенных документов, в том числе и трудовое законодательство. С тем, чтобы посмотреть, насколько оно соответствует либо не соответствует существующей экономической ситуации в стране. Вот именно так, на мой взгляд, следует относиться к тому, что предлагает Прохоров.
60 часов рабочей недели? Да ради бога — давайте пообсуждаем, поговорим. Речь не идет о том, чтобы с завтрашнего дня все начали трудиться по 60 часов. Разговор о том, чтобы снять ограничения в ТК, которые не позволяют это делать даже там, где это возможно и реально. Многие уже сейчас работают по 60 часов в неделю. Например, в малом бизнесе много профессий, к которым применяется такая норма времени.
Следующее — это расширение сферы применения срочных контрактов.
В частности для того, чтобы снизить безработицу среди молодежи.
Вот под этим предложением я готов сам подписаться. Если работодателю предстоит взять на работу молодого специалиста (который, скорее, молодой, чем специалист) навсегда, то он, вероятно, откажется от этого.
А когда у работодателя появится возможность взять человека на срочный договор, то он будет понимать, что за год или за 6 месяцев этот работник либо проявит себя (и тогда останется), либо не проявит (и тогда будет спокойно уволен без судов и разбирательств). Это серьезно облегчит жизнь молодежи с точки зрения трудоустройства.
Я бы не стал говорить о том, насколько эти поправки обоснованны, до тех пор, пока заинтересованные стороны не вступят в реальные переговоры. К заинтересованным сторонам я отношу государственную власть, федерацию профсоюзов и, собственно, работодателей.